Втроём на двойке?
На несколько дней??

Знаменитая заповедная Мещёра, красивейшая речка Пра... Мы ходили тут на байдарке с отцом, когда я был ребёнком. Теперь моим детям столько же, сколько тогда было мне, и мы вновь отправляемся на Пру за впечатлениями
Байдарка Spark 450 предназначена для путешествий вдвоём. В ней предусмотрены крепления для третьего сиденья, но подразумевается, что втроём можно выйти покататься совсем ненадолго и без вещей. Я же решил выбраться на этой лодке в поход с детьми на три дня.
Решение отправиться на Пру было спонтанным - в Подмосковье жарил необычайно знойный, прямо-таки южный июль, и хотелось оказаться поближе к водоёму. А лучше сидеть в нём, не выходя.

Мысль вновь побывать в лесах Мещёры и пройти на байдарке по тихой солнечной Пре уже некоторое время бродила в голове, но, как это нередко бывает, все слагаемые никак не могли соединиться воедино - то время казалось неподходящим, то компанию не удавалось собрать, то ещё что-нибудь не складывалось.

И вот уже прошло почти пол-лета, когда я осознал, что если не вот прямо сейчас, то в этом сезоне я вряд ли вообще смогу сводить детей в водный поход. А очень хотелось показать им, как это здорово - плыть несколько дней на лодке по красивой речке, ночевать в палатке под звёздами; готовить простую, но всегда вкусную еду на костре, пить чай с дымком и проникаться духом спокойной среднерусской природы.

Итак, решено - едем послезавтра, даже если не найдётся компании. Втроём.
Так быстро на призыв составить компанию никто из друзей откликнуться не смог, поэтому всё снаряжение, которое принято называть общественным - каны, таганок, топор и прочее - предстояло также разместить в Spark 450. Наряду с палаткой, тремя спальниками, надувными ковриками, одеждой и небольшим количеством провианта. Это всё в дополнение к команде из взрослого и двух детей на борту.

Мне казалось, что размеры двухместной байдарки и профилированные борта, оставляющие больше пространства внутри, дают шансы, что всё поместится. При этом совершенно не хотелось выяснить на берегу обратное. Поэтому в оставшийся до отъезда день я не поленился собрать байдарку дома, разложить рядом все вещи и поэкспериментировать с оптимальной компоновкой вещей и людей.
Сразу стало понятно, что третье сиденье брать смысла не имеет, а вместо него нужно использовать высвободившееся пространство для вещей, посадив одного из детей верхом на них.

Некоторые раздумья были связаны с тем, какие именно гермомешки или гермосумки лучше подойдут - благо, наследие сплавов на катамаранах предлагало некоторый выбор из имеющихся в арсенале вариантов.
Значительный объём создавали два надувных коврика, которые даже в свёрнутом виде весьма габаритны; громоздкие каны, которые вполне бы подошли для компании из 10-12 человек. Нас всего трое, но меньших канов нет и покупать их ради одного похода не стоит. Все спальники - полноразмерные "взрослые", но два из них современные, рассчитанные на тёплый сезон и потому компактные, а вот третий постарше и более тёплый, что неминуемо означает больший объём.
Всё остальное снаряжение современное и компактное, а продукты и вещи я взял по-минимуму, благо лето и жара.

Немного поиграв в своеобразный тетрис с вещами и байдаркой, пришёл к оптимальному решению: два больших гермомешка (литров по 80), один из которых с ковриками, палаткой и компактными спальниками разместился на корме за моей спиной. Также оказалось очень удачной компоновочной находкой подкладывать разную не боящуюся воды мелочёвку (пустые рюкзаки, шлёпки, посуда и т. п.) под переднюю часть этого мешка таким образом, что она поднималась, упираясь в спинку сиденья и создавая ещё более основательную поддержку пояснице.
Spark 450 с полным снаряжением для трёхдневного автономного похода для 3 человек, включая "общественные" вещи типа канов и т. п. на борту
Во второй такой же 80-ти литровый мешок положил самый объёмный спальник для дочки и все остальные наши вещи, включая непромокаемую одежду на случай дождей. На нём было удобно сидеть одному из детей. В отдельный небольшой мешок вошёл весь наш провиант на 3 дня и разные мелочи. Отдельно лежал фирменный мешок с насосом для лодки и упаковка с канами.

Всё, едем.
Добрались до речки в Рязанской области, когда солнце уже садилось. Вечерняя Пра встретила нас сумасшедшими запахами луговых трав и зловещим количеством комаров и мошкары. Не помогла даже стоявшая несколько недель жара - с моей поездки в детстве в этом смысле ничего не изменилось. Помню, мы даже песенку тогда сочинили про то, как кормили на Пре комаров, а слепень укусил дядю Юру, друга моего папы, за нос.

Пригодилось средство от комаров и накомарники. Так как компоновка вещей была заранее отрепетирована, а собирается лодка очень быстро, минут через 25 после того, как нас десантировали на берег, мы уже плыли вниз по течению Пры, уходя по воде от комаров.

Через пару километров встали на ночёвку. В туче комаров и мошкары дети помогли поставить палатку и набрать хвороста для костра, стойко перенося природные испытания. Мы наскоро поужинали и забрались в спальники, благо уже стемнело. Засыпали под громкий гул сотен комаров, надеющихся пробраться к нам снаружи палатки. Боевое крещение комарами удалось на славу. Дети - молодцы.

К слову сказать, в последующие дни удавалось выбирать для стоянок более продуваемые места, и комары досаждали нам вечерами заметно меньше. Днём же их вообще не наблюдалось, а мы большую часть времени или плыли, или купались, пользуясь великолепными песчаными пляжами, коих на Пре предостаточно.

На второй день мы устроили полуднёвку на высоком берегу в изгибе русла, так что получалось, что мы были на полуострове, окружённом с трёх сторон водой. Сосновый лес хорошо продувался, так что комаров здесь было намного меньше. Песчаный пляжик под высоким склоном; чайки, внимательно осматривающие реку с высоты полёта под трели множества других птиц, дым костра, стелющийся над вечерней рекой, неспешные разговоры с кружкой чая у потрескивающих в огне дровишек - пожалуй, только ради этого стоило приехать сюда.
Отдельно стоит упомянуть полянку с деревянными идолами, где мы остановились обедать в третий день, чтобы повнимательнее их рассмотреть. Судя по нескольким фотографиям на импровизированном стендике, история началась лет двадцать назад, когда кто-то из туристов вырезал на симпатичной полянке первого деревянного персонажа. И понеслось... Сейчас там десятки идолов, прекрасно оборудованная стоянка с деревянными столами, и, самое главное, весьма чисто, что особенно приятно.
За 1,5 ходовых дня мы прошли около 43 километров по Пре, стартовав от моста у Заводской Слободы и закончив маршрут в Деулино. Статус заповедника помогает сохранить эти места: на большей части маршрута к реке не подъехать на автомобиле, что однозначно помогает поддерживать природный баланс. Туристы же по большей части относятся к любимой речке сознательно, о чём свидетельствуют чистые стоянки, на некоторых из которых мы встречали заготовленные и оставленные предшественниками дрова.

Состоялась у нас и встреча с лесниками: во время обеденной стоянки на второй день на моторной лодке к нам подплыли двое мужчин, один из которых предъявил корочку сотрудника заповедника. Общение проходило подчёркнуто вежливо и дружелюбно. Спросив у нас, оформляли ли мы разрешение на посещение заповедника и получив мой отрицательный ответ, лесник предложил оформить разрешение на месте. Двухсот рублей наличными (оплата только за взрослого) у меня не оказалось, а мобильная связь не работала. Поэтому мне выписали квитанцию с просьбой оплатить, когда появится связь. Что я и сделал, когда мы закончили маршрут. В-общем, лесники оказались весьма человечные.
Эти неполные три дня позволили убедиться, что на байдарке Zelgear Spark 450 вполне можно отправиться в поход втроём на несколько дней при условии, что хотя бы один из путешественников - ребёнок.

Помимо команды из взрослого и двоих детей, мы смогли разместить в лодке всё необходимое снаряжение для автономного похода, небольшой запас провизии и комплект вещей.
Думаю, пойти таким же составом в поход на неделю на этой лодке абсолютно реально - места для снаряжения хватит, надо только брать минимум необходимого и продумать оптимальное размещение в байдарке.